Меню сайта

Главная
WEB обзор
Карта ПМР
Яндекс карты
Река Днестр
Парк села
Видио
Флеш открытки
Мини анекдоты
Гостевая книга

 
 
 

Яндекс.Погода
 
 
 

НАСЕЛЕНИЕ СЕЛА И ПРИДНЕСТРОВЬЯ

 О составе населения села Чобручи в период до ХVII века документов не найдено. Приднестровская локальная полоса Очаковской Земли уже в начале ХVIII века была заселена полуоседлыми татарами, нагайцами и крестьянами, выходцами из-за Днестра, Подолии, России, Украины и др. Одной из первых групп населения, переселившихся в Левобережное Поднестровье, были старообрядцы и некрасовцы (33).Старообрядческими назывались Чобручи, Слободзея, Терновка и др. По утверждению венгерского ученого Сатмари (12) в селе Чобручи с ХVII по ХХ столетие жили венгры. Он доказывает это тем, что даже в ХХ столетии в Чобручах одежда, обычаи, старые песни и танцы, причитания на похоронах и др. были схожими с венгерскими. Вследствие пограничного положения края между Российской и Оттоманской империями он периодически подвергался опустошению, особенно в период войн между этими странами. Женщины и девушки, чтобы отвлечь внимание татар и турок, красили себе лицо и руки сажей, а малых детей всегда прятали. Наибольший ущерб был нанесён в начале ХVIII века, в 1720, 1761-1770, 1780 годах и первом десятилетии ХIХ века. В результате войны 1768-1774 годов целый ряд сёл Приднестровья (полагаю в их числе и Чобручи) были разрушены турками. Согласно Кучук-Кайнаджирскому мирному договору 1774 года Очаковские земли, в том числе и Приднестровье, должны были остаться пустынными «…впусте, без всяких населений и заведений, включая и деревни, кое ныне там находятся…» и подвластными Крымскому хану «…а границей между Россией и Оттоманской Портой пребудет отныне река Днестр». Однако, Турецкая Порта объявила эти земли собственностью Оттоманской империи. В 1787году жители Приднестровья, узнав об опасности (начале Русско-турецкой войны 1787-1791 годов), прятались в леса, плавни, бежали за Буг - в Польшу, Россию. Оставшиеся на месте были угнаны в рабство в Турцию, а их жилища были сожжены. После этого Приднестровье обезлюдило. С приближением русских войск к Дунаю зона Левобережного Приднестровья снова начала быстро заселяться. После взятия Очакова в 1788 году население возвращалось на своё прежнее местожительство. Татары, перед тем как покинуть страну, уничтожили все колодцы, снабжающие водой их кочевья. Место ушедших в Крым и Буджак татар заняли выходцы из Польши, Молдавии, Украины, центра России. В большинстве своём это были беглые люди, спасавшиеся от панского гнёта, барщины, рекрутчины, религиозных гонений. «Когда князь Потёмкин обратил беглых казаков в крепостных, и стал переселять их в свои имения в Александровском уезде, казаки начали массами убегать на юг и селились… по Днестру. Селения Чобручи, Незавертайловка были основаны и заселены некрасовцами и беглыми раскольниками. Сюда бежали и селились молдавские крестьяне, спасавшиеся от тяжелого турецко-фанариотского гнёта» (57). Приднестровские сёла - Терновка, Суклея, Карагаш, Слободзея, Чобручи, Глиное, Коротное, Незавертайловка - в конце ХVIII-начале ХIХ века были заселены этим беглым молдавским населением. В Слободзее, Незавертайловке и Чобручах проживала значительная часть русских и украинцев» (57). В Ведомости приходов 2-го благочиния, учреждённого по указу архиерея Амвросия в 1793 году (от 20 октября) отмечается что «… в селе Чобручи – 170 польских, сербских, украинских и русских…» дворов (64). Согласно Ясскому мирному договору к России отошли Очаковские земли. Оставшиеся в живых крестьяне возвращались на прежние места и возрождали селения. Селения с самого основания были большими, что объяснялось необходимостью выжить в сложных условиях. Приднестровье начало заселяться выходцами из Молдавского Княжества, которые убегали от гнёта оттоманских завоевателей и местных бояр, с востока (с Побужья) влились крестьяне-молдаване из казачьего войска. В корреспонденции, отправленной в Берлин 7 июля 1792 года, прусский посол отмечает, что жители Молдавии покидают страну в больших массах, что их поощряют селиться за Днестром и что вся область между этой рекой и Бугом должна стать княжеством под названием «Новая Молдавия». Бывший князь Молдовы Александр Маврокордай должен стать князем «Новой Молдавии». Земли получали и помещики-молдаване, изъявившие желание перейти в русское подданство. Пятьдесят шесть помещиков-молдаван, среди которых были Россети, Кантолузин, Катаржи, Нигорица, Сакара, Мэкэреску, Финидор, Балый и другие стали владельцами обширных земель и стремились привлечь сюда крестьян из Молдавии. Участки были размером от 1500 до 10-20 тысяч десятин. Пограничные земли по военным соображениям отводились наземным крестьянам (18). В период войны 1787-1791 годы по настоянию командующего русской армией графа Румянцева на земли Молдавского Княжества было переселено 6529 русских старообрядцев. «Это новое приобретение представляло пространство земли весьма мало населённое, ибо главная часть его жителей под турецким владычеством состояло из татарских орд; но оне оставили область прежде, чем она поступила во владение России, кроме татарских кочевий и турецких укреплений в Очакове, Гаджибее и Гаджидере – в свободной части области, как уже упомянуто выше, находились так называемые «Ханские Слободы», заселённые русскими выходцами и молдаванами, да сверх того по брегам Днестра и его притоков существовало несколько чисто молдавских селений, каковы Бирзулово, Дойбаны, Гояны, Роги, Дороцкое, два Малаешты, Терновка, Чобручи и Яска. Эти сёла были так бедны, что даже существовавшие в них церкви были плетнёвые» (19). Миграция населения была и внутризональная. Например, в Чобручах с начала ХVIII века жили некрасовцы, которые затем переселились вниз по Днестру и основали самостоятельную слободу Маяки (ныне Одесская область) (20). На их место в середине ХVIII столетия пришли беженцы из-за Прута и сербы («служивые пикинеры»), потомки военных поселенцев. В сведениях духовных ведомств за 60-е годы ХVIII века названы все селения от села Роги до села Незавертайловка, которые позже составят основной костяк казачьих станиц, сёл, государственных крестьян, колоний и помещичьих вотчин (21). Таблица 1. Численность и национальный состав населения села Чобручи, чел.1

Национальность. Годы 1794 1795 1799 Середина 50-х годов ХIХ в. Украинцы Молдаване
«В 50-е годы ХIХ века в шести уездах Херсонской губернии молдаване составляли от 10 до 20 % жителей. Молдавское население преобладало в сёлах, расположенных вдоль Днестра. В этой зоне молдавские сёла были более древними, чем русские и украинские»(19). «Выделялись крупные сёла Дубоссары, Глиное, Чобручи, Слободзея, Малаешты, Суклея, Коротное, Незавертайловка, Буторы, Спея, Кошница, Гояны, Гидирим и другие» (25). О миграции населения свидетельствует рапорт барона Мейдендорфа генералу Михельсону № 186от 26 октября 1806года о переходе молдавских жителей на территорию занятую Россией (23), в котором говорится:

«Войска Донского казачьего полка командир господин подполковник Платов-3-й рапортует по команде, что на содержащих кордон вверенного ему полка переправились с молдавской стороны на нашу сторону… против Чобручского кордона – молдаванин Чеботарёв с женою и двумя малолетними детьми с имуществом, которые направлены от него, подполковника Платова-3-го, по принадлежности в карантинные заставы для карантинного очищения. О чём Вашему высокопревосходительству имею честь донести.
Генерал и кавалер барон Мейдендорф».
 В архивной справке № 04 – 1/478 от 06.03.1997 года, выданной государственным архивом Херсонской области, отмечается:
«Согласно справочнику «Список населённых мест Херсонской губернии» за 1896 год, стр. 387 в селе Чобручи Слободзейской волости Тираспольского уезда Херсонской губернии на реке Днестре было 870 дворов, 4989 жителей (2432 мужского и 2557 женского пола); православная церковь, школа на 105 учащихся, 4 винных лавки; 26 базарных дней в году. Село было расположено в 20 верстах от уездного города Тирасполя, в 8 верстах от волостного центра и земской почтовой станции; в 22 верстах от железнодорожной станции Кучурган».

Численность (для сравнения) населения и экономика села по состоянию на конец ХХ века приводятся в разделе ХVIII «Колхозное строительство». Чобручи – многонациональное село. Кроме молдаван, украинцев, русских и других национальностей в селе жили евреи. Согласно рассказу старожила села Константинова Г.Р. и других сельчан в Чобручах жили еврейские семьи: 1. Гройсман Моисей, с двумя сыновьями: Иосифом и Мокой. Первый был предпринимателем, а второй работал заведующим хозяйством в колхозе «Траюл ноу», затем в колхозе «Молдова сочиалистэ». 2. Аптекарь Мейер и его жена. Аптекарь Молка. Их дочери: Анна и Хона. Мейер работал заведующим мельницей в селе, а дочери были врачами. 3. Зейдел – работал заведующим свинофермой в колхозе «Траюл ноу». Жил по улице Комсомольской, около Чересенко. 4. Эльман Беня и Маня. Приехали в село Чобручи в начале тридцатых годов, торговали в магазине по улице Гагарина, угол Чапаева. Работали до войны, и после войны до 1947 года. 5. Семья Фейга. Мужа отравили белогвардейцы, заставили пить подсолнечное масло, пока он не скончался. Жили в начале улицы Котовского. 6. Семья Шмирка. Жили в начале улицы Котовского. 7. Манашка. Торговал в магазине по улице Комсомольской около Медведевых. 8. Абрам Сара. Работала заведующей столовой у Данилы Андреева (Почтару). 9. Нутик – бакалейщик. 10. Ицык – мануфактурщик. У него было два сына в Америке. 11. Яхнис Арон – портной-закройщик, жил по улице Котовского, угол улицы Дружба. У него было два сына, один был предпринимателем, другой – крестьянствовал. 12. Яхнис (другой, по-видимому, родственник Арона) работал бригадиром на лимане Жепши (около села Глиное), занимался выращиванием огурцов. 13. Яхнис (третий), был владельцем маслобойки по улице Гагарина 58. 14. Зиска. Рыжий еврей, торговал в винной корчме. 15. Мендел с женой Сурой. Проживали в собственном доме на перекрёстке улиц Набережной и Чкалова, точнее на продолжении улицы Чкалова (где в настоящее время находится дискотека). Улица Чкалова продолжалась до улицы Пушкина и далее до плавней, но в начале 30-х годов ХХ века, при строительстве колхоза имени Ленина была закрыта. В доме Мендел содержал магазин, в котором он с женой торговал. К сожалению, невозможно точно установить фамилии и отчества упомянутых людей. В памяти селян остались только их имена. Когда происходила коллективизация и колхозное строительство, большинство евреев уехали из села и их дальнейшая судьба неизвестна.

 

Материал из Википедии

 
 


 

 

Все права защищены.
При копирование материалов необходима ссылка на ресурс.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS