Меню сайта

Главная
WEB обзор
Карта ПМР
Яндекс карты
Река Днестр
Парк села
Видио
Флеш открытки
Мини анекдоты
Гостевая книга

 
 
 

Яндекс.Погода
 
 
 

ЦЕРКВИ СЕЛА

 Старая церковь была небольшой, но красивой. Она была построена в начале ХIХ века, освящена на Покрову Божьей Матери. Располагалась она в центре старинной части села (перекрёсток улицы С. Лазо и Комсомольской). Сегодня на бывшей территории церкви стоят дома №2 по улице С. Лазо и № 8, по Комсомольской. От начала улицы Матросова (продолжение улицы Ленина в сторону Днестра) был узкий переулок между домами № 5 и 11, который упирался в колокольню церкви. В этом приходе служили следующие священники: отец Александр (старый), отец Фёдор, отец Александр (молодой). Они жили рядом с церковью. По улице Комсомольской в доме № 3 жил отец Фёдор. Этот дом строили всем селом (сначала лампачи, затем сам дом) в начале ХХ века. В нем находилась большая церковная библиотека, в которой хранились книги, содержащие всю историю села Чобручи. В этих книгах вёлся учёт рождения, крещения, венчаний, смертей и других важных событий сельчан. В последствии в этом доме располагались школа, детский сад. В 1996 оду этот дом был разрушен и на его месте поставлен жилой дом. Через дорогу от дома отца Фёдора, по той же улице, в конце прошлого века был построен дом, в котором жил отец Александр (старый). Этот дом сохранился до наших дней. Около дома располагалось хозяйство церкви. Усадьба тянулась до продовольственного магазина по улице Ленина и дома № 4 по улице Комсомольской. У церкви были лошади, быки, коровы и другая живность, 120 десятин земли и участок у Красной Балки. Земля отдавалась в аренду крестьянам, которые помогали церкви на всех работах. Урожай между арендатором и церковью делился в следующей пропорции – два ведра церкви, три – арендатору. Предполагаю, что и мой прадедушка Иван Антонович Непомнящий – Байденко работал в этом хозяйстве. В начале двадцатых годов священник овдовел и стал жить один. Однажды его нашли мёртвым, воры, искавшие ценности удавили. Похоронен он был во дворе церкви. На этом же месте были похоронены ещё два священника (возможно, это были «Танский Фёдор, сын священника Иакова села Чобручь Тираспольского уезда, родившийся в 1812 году (53)» и его отец Иаков). После смерти отца Александра в церкви служил отец Александр молодой. Так как один священник не успевал обслуживать всё население села, в церкви были два псаломщика – Фёдор Андреевич Черниченко (уроженец села Парканы) и Даскал Яков Устинович. В конце двадцатых годов последний женился на дочери священника из села Коротное Татьяне Максимовне, жили они рядом с церковью по улице Комсомольской, где сегодня расположены дома № 10-12. Старая церковь была закрыта в конце 1935 года. На Рождество Христово были сняты крест и колокола, а в марте начали разрушать церковь. Книги из церковной библиотеки и другое церковное имущество были брошены в большую кучу посреди церковного двора и сожжены. Тогда сгорела и старая история села Чобручи. Когда начали крушить алтарь церкви, отец Фёдор опустился на колени, перекрестился перед алтарём, перекрестился у входа в церковь и ушёл из села в неизвестном направлении. Отец Александр ушёл из села в начале 1935 года. Помимо старой церкви в селе Чобручи была построена новая, большая и красивая церковь. Располагалась она по улице Дружбы, напротив мельницы-маслобойки. Строительство новой церкви началось в 1912 году1. В 1929 году строительство практически закончено, были подняты кресты и колокола, осталось только завершить внутреннее оформление церкви. Освятить эту церковь должны были в день Казанской Божьей Матери. Но эта церковь была разрушена в 1931-1932 годах. Камень её был использован на строительство школы в селе Глиное, завода «Октябрь» и др. Не могу не бросить упрёк чобручанам за то, что они не отстояли свои церкви. Ведь сохранили от разрушения сельские церкви жители Карагаша, Суклеи и других сёл. Там, где народ дружно защищал свои церкви, они остались стоять. Однако следует отметить, что старая церковь была обманом закрыта. Власти села вызвали в сельский совет малоземельных и безземельных крестьян, якобы для получения земли. Были составлены списки, в которых крестьяне должны были расписаться. После чего был составлен протокол, в котором записали, что эти пятьдесят жителей села ходатайствуют о закрытии церкви. В 1941-42 годах под церковь был переоборудован сельский глинобитный клуб колхоза «Молдова Сочиалистэ», построенный в 1926 году. Этот клуб находился на том месте, где сегодня располагаются продовольственный магазин № 3 и овощной ларёк в начале улицы Ленина. После освобождения села в 1944 году церковь была закрыта и снова переоборудована под клуб. В 1945 году под церковь был переоборудован дом № 8 по улице Набережной (ла Степаноае). В этой церкви, с её открытия до своей смерти (1955 год), служил священник Даскал Я.У. прошедший обучение на священника во время оккупации. После него в церкви служили отец Захарий, отец Василий, отец Константин. Церковным старостой, на протяжении всего периода её работы, был Караман Лука Федотович, псаломщиком был Ипатий из Кишинёва. В 1957 году и эта церковь была закрыта. В феврале 1990 года по инициативе сына Карамана Луки Фёдоровича, Ивана Лукьяновича была создана инициативная группа. В состав этой группы вошли Караман И.Л., Караман Д.И., Михайлуца И.И. и Осипов В.Ф. сначала была организована очистка кладбища от мусора, были установлены кресты на кладбище, на въезде в село, установлен колокол на кладбище. Был избран церковный приходской совет русской православной церкви в составе: Председатель приходского совета – Караман Дмитрий Илларионович; Помощник председателя – Михайлуца Илья Иванович; Казначей – Кушниров Фёдор Андреевич. Также была избрана ревизионная комиссия приходского совета в составе: Председатель ревизионной комиссии – Кушниров Григорий Фёдорович; Члены ревизионной комиссии – Логинова Мария Григорьевна, Филиппов Сергей Афанасьевич. Далее было решено построить новую церковь. Было собрано более сорока двух подписей прихожан с просьбой о строительстве в сел новой церкви, подготовлена соответствующая документация. 16 мая 1990 года эти труды увенчались успехом, Совет Министров Молдавской ССР постановил: «зарегистрировать религиозное общество русской православной церкви и разрешить строительство здания для молитвенных целей в селе Чобурчиу Слободзейского района». После вынесения постановления Правительства МССР в центре села, на месте базы приёма сельхозпродукции завода «Октябрь», был выделен земельный участок, площадью в один гектар, расположенный на перекрёстке улиц Мира и Дружбы (улица Мира 33). В июле 1990 года это место было освящено. Караман И.Л. вследствие возникших разногласий с отцом Анатолием покинул Приходской Совет. Его заменил Дикусар Алексей Константинович. Правление колхоза имени Ленина села Чобручи (председатель Ливицкий Анатолий Петрович) оказало значительную помощь в строительстве церкви. Им было предоставлены денежные средства, транспорт, строители. В 1991-1993 годах, под руководством техника-строителя Мелентьева Петра Павловича, был залит фундамент церкви, подняты стены, установлена крыша, фермы под которую были изготовлены заводом «Ангар». Правительством Приднестровской Молдавской Республики было выделено десять тысяч долларов на строительство церкви. Большинство чобручан также помогли и помогают денежными средствами. Строительство в церкви продолжается до настоящего времени. С 1990 по 1992 год в церкви служили отец Пётр, с 1992 года служит отец Анатолий.

 

Материал из Википедии

 
 


 

 

Все права защищены.
При копирование материалов необходима ссылка на ресурс.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS